Во время засушливого лета 1639 года, после очередного набега ногайцев, спаливших сторожевую крепость Самару, на помощь малочисленному войску прибыло подкрепление. Учитывая, что крепость Самара находилась тогда в 2,5 км от Волги, прибывшим воеводой было принято грамотное решение о проведении соответствующих гидротехнических мероприятий, а именно перекрытия русла Волги в месте существующей дамбы. Это повлекло образование Самарской перебоины между Волгой (в районе Симбирского спуска) и излучиной реки Самара.
Остров первоначально именовался как Телячий и являлся единым целым с нынешним островом Коровий. Спустя годы, после расширения Самарской перебоины и промыва острова, он разделился на острова Коровий и Песчаный. Затем остров получил имя Поджабный, т.к. в его озерах водились большое количество водяных черепах, а жители Самары называли их «жабами».
В конце XIX века дамба была размыта и Волга отступила от города Самара. Прорыв был устранен, перед дамбой намыло песчаный пляж, и остров Поджабный стал единым с островом Рождественский, утеряв на время свое название. Издавна затоны острова играли огромную роль в судоходстве на Волге. На зимовку в Поджабном затоне останавливалось до 200 судов, следовавших из низовьев Волги вверх по течению. Административно территория острова длительное время входила в состав Симбирской губернии, и только с 14 мая 1928 года стала иметь отношение к Самаре как центру Куйбышевской области, а непосредственно в состав Куйбышева была отнесена лишь в 1979 году.
С начала XX века на острове Поджабный стали самовольно селиться люди. «Нахаловки» состояли поначалу из землянок. С тех пор появилось название «Проран», привнесенное переселенцами с Дона. В 1920-х годах появились деревянные дома, на острове образовались 3 поселка: Поджабный, Пугачевка и Проран. В конце 1960-х годов на острове проживало более 3 тыс. человек.
В 1934 году произошел очередной прорыв дамбы, Волга пошла по старому руслу (Воложке), а в город можно было ходить пешком вброд. Во время войны на острове Поджабный находилась зенитная батарея, защищавшая подлет к «запасной столице Советского Союза». После войны на прокладке продукто-нефтепровода «Куйбышев-Брусяны-Ужгород» несколько лет трудились около 30 австрийских военнопленных. Проживали они в ныне несохранившемся доме в районе современной пристани «Проран», причем жителей этого дома выселили в рядом выкопанные землянки. И один из этих австрийцев остался на острове, женившись на простой советской гражданке Фросе Бирюковой, и прожил с ней всю свою оставшуюся жизнь под именем Иван Бирюков, и был похоронен рядом с ней на кладбище пос. Проран.
После введения в строй Балаковской ГЭС в 1968-69 г.г. пос. Проран дважды частично смывался при резком поднятии уровня воды в Волге. После опубликования в 1970 году в передовице газеты «Правда» письма одного из жителей Прорана под заголовком «Живем как Робинзоны» с описанием произошедших трагедий, Куйбышевский облисполком в течении нескольких недель выделил всем жителям острова ордера на новые квартиры. Жители были переселены в 7-а и 13 микрорайоны Куйбышева, а жители пос. Поджабный - на Сухую Самарку.
До 1972 года Проран пустовал, а затем решением Куйбышевского горисполкома здания пос. Проран были переданы различным государственным организациям, предприятиям и учреждениям для обустройства баз отдыха. С тех пор Проран официально считается как «нежилой», хотя адреса зданий остались.
В настоящее время на острове Поджабный функционируют в летнее время большое количество баз отдыха и самоорганизованных палаточных лагерей, на которых отдыхают более 50 тыс. человек одновременно. На территории острова регулярно проводятся массовые детские праздники, спортивно-массовые мероприятия, военно-полевые игры, практические занятия студентов ВУЗов и техникумов. В зимнее время территория острова является самым доступным (относительно близости к городу) местом для массовых лыжных и пеших прогулок самарчан.
Похожие материалы
Популярные темы
Будьте первым, поделитесь мнением с остальными.